МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ


МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ
(measures of central tendency) — различные способы осмысления центральной или средней позиции группы наблюдений, чисел и т.д. Имеются три меры: мода, медиана и среднее. Мода — наиболее частое значение. Медиана — значение, занимающее центральное положение, имея множество величин как ниже, так и выше себя. Среднее (чаще называемое средней величиной) вычисляется путем суммирования всех индивидуальных значений и деления суммы на число случаев или наблюдений. Иногда совокупность наблюдений выдает бимодальное распределение  (где две разные величины встречаются наиболее часто). Кроме того, при наличии равного числа наблюдений центрального значения медианы нет. В этом случае ее проводят на полпути между двумя центрально расположенными значениями. Если в распределении много значений, медиана приблизительно вычисляется путем интерполяции. Данные сначала группируются в совокупность числа частот, а за нее принимают расположенные внутри средней группы, и математически определяют ее положение от процента случаев более низких и более высоких частот. Выбор применяемой меры центральной тенденции  зависит от двух факторов: используемых уровней измерения (см. Критерии и уровни измерения)  и величины дисперсии в совокупности наблюдений. Там, где используется мера номинального уровня, следует рассчитывать только моду. Например, если числовые величины были назначены различным типам размещения, мода покажет, который из них наиболее распространенный, но и среднее, и медиана были бы лишены значений. Медиана лучше всего подходит к мерам порядкового уровня, где относительные расстояния между категориями не известны (хотя надо сказать, что многие социальные ученые прибегают к среднему, когда имеют дело с переменными порядкового уровня. Ведь тогда можно провести большое количество статистических тестов). Наконец, среднему, как правило, отдается предпочтение при мерах интервального уровня, кроме тех случаев, в которых имеется ряд предельных значений, искажающих распределение. Например, средние доходы группы респондентов легко исказить, включив в модель нескольких получателей высоких заработков. Тогда лучше применять медиану, которая пригодна и к сгруппированным данным с открытой "самой высокой" категорией. Так, доход мог бы быть сгруппирован таким образом, что все получают по 100 тыс. ф. ст. в год объединены вместе, и нет верхнего предела заработка у людей данной категории. Тогда среднее не может быть рассчитано, а величина медианы оценивается путем интерполяции, упомянутой выше. См. также Меры дисперсии.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Смотреть что такое "МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ" в других словарях:

  • Меры центральной тенденции — В статистике меры центральной тенденции служат для локализации множества значений вокруг одного единственного числа. При существующем многообразии мер центральной тенденции окончательный выбор меры всегда остается за исследователем. В самых… …   Википедия

  • МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ — – характеристики совокупности переменных (признаков), указывающие на наиболее типичный, репрезентативный для изучаемой выборки результат. Если предположить, что множество результатов исследования расположено на числовой прямой, то центральная… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Меры центральной тенденции — характеристики выборки или генеральной совокупности, предназначенные для описания центра распределения (мода, медиана, среднее арифметическое) …   Социологический словарь Socium

  • Меры центральной тенденции — обобщенные характеристики распределения некоторого признака в данной совокупности индивидов. Их называют также средними, оперируя которыми, мы теряем часть информации, но отражаем типичное для изучаемой совокупности в определенных условиях. Чтобы …   Социологический справочник

  • Меры центральной тенденции (central tendency measures) — Назначение М. ц. т. служить сводными количественными характеристиками, обеспечивающими наилучшее описание множества наблюдений или оценок одним единственным числом. Термины М. ц. т. и «средняя величина» часто употребляются как равнозначные, хотя… …   Психологическая энциклопедия

  • Меры вариации — показатели колеблемости значений некоторого признака у индивидов данной совокупности. Одна из простейших мер вариационный размах, равный разности крайних (наибольшего и наименьшего) значений признака в данной совокупности. Важнейшим показателем… …   Социологический справочник

  • МЕРЫ ДИСПЕРСИИ — (measures of dispersion) различные способы вычисления степени, в которой совокупность индивидуальных величин наблюдений, чисел и т.д. группируется вокруг митральной точки. Меры дисперсии, тесно связанные с мерами центральной тенденции,… …   Большой толковый социологический словарь

  • МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ — – статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения; позволяют судить о достоверности и однородности полученной эмпирически …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Статистика в психологии (statistics in psychology) — Первое применение С. в психологии часто связывают с именем сэра Фрэнсиса Гальтона. В психологии под «статистикой» понимается применение количественных мер и методов для описания и анализа результатов психол. исслед. Психологии как науке С.… …   Психологическая энциклопедия

  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ — (CENTRAL TENDENCY) При анализе данных всегда полезно иметь единый суммарный показатель центрального или наиболее типичного значения. При анализе социологических данных обычно используются две меры центральной тенденции. Самой распространенной… …   Социологический словарь